Переформатирование научной деятельности: в Вышке представлены первые большие проекты
Чуть меньше года назад на факультете гуманитарных наук ВШЭ началась реализация четырех больших проектов, объединивших представителей разных наук из разных подразделений и кампусов университета. На заседании ректората были представлены их цели, содержание, кадровый состав и ожидаемые результаты. Другим подразделениям поставлена задача разработать свои большие проекты, которые ВШЭ сможет включить в заявку для участия в программе «Приоритет 2030».
«Мы начинаем программу развития ВШЭ в части частичного переформатирования нашей научной деятельности», — открыл обсуждение ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Запуск больших проектов, предусмотренный Программой развития университета до 2030 года, начался на факультете, который считается самым сложным для организации коллективной работы, отметил он. Но коснутся эти проекты каждого в университете.
При подготовке первых проектов была сформирована четкая исследовательская программа, и коллеги должны были понять, что большой проект — это не просто большая тема, как, например, «Октябрь в искусстве», на которую можно писать все, что угодно. Речь идет о создании нового инструментария, базы данных, специфической методологии для других исследователей. «То есть мы создаем некоторый public domain для исследователя», — сказал Ярослав Кузьминов.
Большой проект должен быть понятен людям не из науки и востребован практиками, подчеркнул ректор ВШЭ. Если ученые изобрели луноход, то они должны его предъявить — «вот он ходит, чем-то тренькает, колесами переваливается, и сразу видно, что они не зря свой хлеб ели». В гуманитарных и социальных науках «проблема лунохода» налицо — предъявить конкретные результаты работы непросто, тем не менее решения на этот счет есть. «Мы их долго искали, будем искать и дальше», — добавил ректор.
По мнению проректора ВШЭ Марии Юдкевич, большие проекты как надстройка над существующим ландшафтом науки в университете помогут преодолеть разобщенность отдельных коллег и отдельных коллективов.
Предстоит сформировать мультидисциплинарные, межфакультетские и межкампусные распределенные команды, к которым на разных этапах смогут присоединиться другие коллеги, заинтересовавшиеся их повесткой
Пока на этот счет нет никаких программных документов, идет эксперимент, а нормативная рамка больших проектов будет формироваться по мере накопления эмпирического опыта.
Заместитель проректора ВШЭ Екатерина Энтина, отвечающая за развитие и интеграцию проектной деятельности, добавила, что у больших проектов должен быть открытый результат: при наличии общих контуров и итоговой цели необходимо сохранить академическую свободу. Предполагается вовлечение в большие проекты студентов всех уровней — от бакалавров до аспирантов. Это поможет им освоить не только профессиональные, но и междисциплинарные компетенции.
Междисциплинарный подход в больших проектах будет реализован через открытый вход для любых заинтересованных исследователей, которые смогут присоединиться к ним через открытые семинары. «Буквально это означает следующее — мы понимаем ядро команды и несем ответственность за итоговые результаты, мы понимаем, кто у нас выполняет часть проектов в 2021 и частично в 2022 году. Но мы предполагаем, что, начиная с января 2022 года, к этим проектам будут подключаться новые коллеги из всех кампусов, представляющие разные междисциплинарные направления», — пояснила Екатерина Энтина.
На ректорате были представлены четыре больших проекта факультета гуманитарных наук — о них рассказали их руководители.
Проект «Социальная антропология институтов позднего СССР» предусматривает формирование модели функционирования институтов позднего СССР как системы управления специфического типа «партия — государство — предприятие». Его итогом станет база данных позднесоветских институтов, на основании которой планируется разработать систему рекомендаций применительно к современной системе управления, унаследовавшей много черт советского времени, но утратившей ряд эффективных практик.
В рамках проекта «Литература как культурная практика и социальный опыт» рассматривается, как литература через различные институты и практики влияет на формирование ценностей, идентичностей и ориентиров общества. Итоговым продуктом станет цифровая платформа, позволяющая изучать практики производства и потребления литературы. В проекте планируется использовать систему интеллектуального анализа больших данных iFORA, разработанную Институтом статистических исследований и экономики знаний.
Проект «Речевые практики» изучает разрыв между мыслительным и коммуникативным процессом на примере среза речевых практик русского языка. Это, например, метаязык, позволяющий точно выразить содержание при написании законов, но плохо понятный тем, кто законы не пишет; или псевдо-высказывания, когда статья написана учеными словами, но содержания там нет, с помощью метаязыка автор запутывает читателя. Итогом проекта станет совокупность баз данных по коммуникативным сбоям в современном русском языке и порождаемым ими политическим, экономическим, социальным, когнитивным и другим эффектам.
Наконец, целью проекта «Прикладная этика» является систематизация и качественное расширение проблематики этических исследований в ВШЭ через синергию фундаментальных исследований морали и прикладных разработок регуляторных механизмов этического взаимодействия в разных социальных и профессиональных средах. Итоговый продукт - междисциплинарная методология повышения эффективности управления, правового регулирования и ведения бизнеса на основе этических императивов. Будет подготовлен комплекс рекомендаций для государственных органов, бизнеса и других пользователей.
Презентованные проекты получились разными. «Это говорит о том, что большие проекты не должны содержать очень жесткой рамки, — отметила Екатерина Энтина. — В будущем они будут складываться от того содержательного ядра и результата, который мы хотели бы получить. Поэтому их выражение по форме может быть самым различным».
Как заявил Ярослав Кузьминов, разработки факультета гуманитарных наук — это начало пути, «обнадеживающий старт больших проектов на очень непривычной для них почве».
Ярослав Кузьминов
В течение ближайшего года необходимо обозначить весь набор больших проектов, которые мы сможем реализовать. Формируя заявку на участие в программе «Приоритет — 2030», мы включим в нее большие проекты, потому что сама логика этой программы как раз и есть то, что мы называем большими проектами. Все уже поверили, что коллеги из российских университетов могут публиковаться, но теперь нужен еще и «народно-хозяйственный вклад», как говорили большевики, - вклад науки, вклад университета в другие отрасли жизни. Это всегда оставляет большое пространство для фантазии, и ее практическое воплощение оказывается довольно сложным.
По итогам ректората руководителям факультетов, департаментов, школ, исследовательских подразделений рекомендовано изучить опыт факультета гуманитарных наук в своих коллективах и в ближайшие недели представить предложения по разработке и реализации новых больших проектов.
Вам также может быть интересно:
Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах
Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.
«Наш результат признан не только в рамках защиты проекта, но и на международном уровне»
В этом году на Европейскую конференцию по ИИ (ECAI 2025) была принята статья Multi-Agent Path Finding For Large Agents Is Intractable второкурсника бакалавриата «Прикладная математика и информатика» (ПМИ) факультета компьютерных наук ВШЭ Артема Агафонова. Работа написана в соавторстве с Константином Яковлевым, заведующим базовой кафедрой «Интеллектуальные технологии системного анализа и управления» ФИЦ ИУ РАН, доцентом ФКН. Как возникла идея написать статью и как удалось попасть на конференцию уровня А, Артем Агафонов рассказал в интервью.
Ученые ВШЭ оптимизировали обучение генеративных потоковых нейросетей
Исследователи факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ улучшили метод обучения генеративных потоковых нейросетей для работы с неструктурированными задачами. Это поможет искать новые лекарства эффективнее. Результаты работы были представлены на одной из ведущих конференций по машинному обучению — ICLR 2025. Текст работы доступен в репозитории Arxiv.org.
«Человеческое существование без математики сегодня трудно, а завтра будет просто невозможно»
Математики всего мира говорят на одном языке и продолжают сотрудничество, несмотря на сложности последних лет. Центр их общения перемещается в Китай, где ученые разных стран встречаются на конференциях и других научных мероприятиях. Сотрудничество с ведущими китайскими университетами перспективно для продолжения прежних и организации новых контактов. Об этом, а также о том, что такое ИИ и почему государство должно сотрудничать с математиками, новостной службе «Вышка.Главное» рассказал заведующий Международной лабораторией зеркальной симметрии и автоморфных форм НИУ ВШЭ Валерий Гриценко.
Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту
Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.
«Креативные индустрии»: экспертиза, кейсы и прогнозы
Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ выпустил монографию «Креативные индустрии». Издание объединяет исследования, экспертные материалы и практические кейсы по самым важным и актуальным направлениям креативного сектора — от мер поддержки креативных индустрий, стратегии развития креативной экономики, креативного образования, креативного предпринимательства до территориального брендинга, народных промыслов и локальных ремесел.
Как разработать честный тест: зачем нужны параллельные тексты для диагностики дислексии
Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ разработали тест для точной оценки навыков чтения у взрослых — например, до и после занятий с логопедом. Он включает два разных по содержанию, но одинаковых по сложности текста: участники читали их с равной скоростью, делали равное количество ошибок и одинаково понимали смысл. Подобные параллельные тексты позволят точнее диагностировать дислексию и отслеживать прогресс коррекции. Исследование опубликовано в журнале «Вопросы образования».
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.
В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение
Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.
НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом
21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.