Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах
Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.
Модуль призван развивать у студентов гражданственность, патриотизм, лидерские качества, гражданскую солидарность и следование традиционным ценностям.
Дмитрий Земцов
«Цель “Обучения служением” заключается в бесшовной интеграции в образовательный процесс общественной деятельности, чтобы учебные дисциплины не только развивали студента профессионально, но и формировали его как личность с системой ценностей, этических и моральных принципов — гражданской ответственности, неравнодушия к судьбе общества и страны», — отметил проректор НИУ ВШЭ и один из авторов методических рекомендаций по внедрению модуля Дмитрий Земцов.
В рекомендациях говорится о том, как последовательно и системно внедрить новый модуль в образовательную практику. Акцент сделан на выстраивании эффективного партнерства образовательных организаций и их «социальных заказчиков» — НКО, фондов, органов власти, гражданских инициатив и проектов.
Для поддержки программы вузам предложили использовать ресурсы Ассоциации волонтерских центров. Это платформа ДОБРО.РФ, на которой с августа 2023 года некоммерческие организации, лидеры социальных проектов, социальные предприниматели и государственные учреждения смогут размещать «социальные задачи» для вузов, и сеть Добро.Центров.
Артем Метелев
«Ассоциация волонтерских центров располагает развитой инфраструктурой, которую можно эффективно использовать при внедрении нового курса. Ресурсные центры, Добро.Центры — это центры экспертизы, благодаря которым могут быть привлечены социальные партнеры вузов в регионах. Кроме того, мы со своей стороны предлагаем включать в систему мотивации и поддержки студенческих проектов федеральные возможности, такие, как участие лучших вузовских команд и проектов в Международной премии #МЫВМЕСТЕ с перспективой акселерации и доработки проектов, дополнительные ресурсы сервиса Добро.Навигатор, ведение электронной книжки волонтера, что позволит вести учет активности студента и получать надбавки к стипендии, и многое другое», — прокомментировал председатель Совета АВЦ, руководитель ДОБРО.РФ Артем Метелев.
Для вузов-участников программы по внедрению модуля 2 августа Минобрнауки проведет специальный вебинар. Университеты, которые пока не присоединились к проекту, могут направить заявку на участие в министерство или в Ассоциацию волонтерских центров.
«Высшая школа экономики готова оказывать поддержку университетам, которые присоединятся к пилотному старту реализации модели “обучения служением” в своих стенах. На базе Института образования НИУ ВШЭ мы совместно с АВЦ разработали специализированную программу повышения квалификации по внедрению методики в образовательный процесс, лаборатория “Молодежная политика” Вышки регулярно проводит тематические исследования и анализирует мировые практики», — подчеркнул Дмитрий Земцов.
Разработка и внедрение модуля «Обучение служением» в образовательные программы университетов с 1 сентября 2023 года ведется по поручению Президента РФ.
Вам также может быть интересно:
Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации
Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.
Центр языка и мозга провел первое полевое нейролингвистическое исследование чтения на якутском языке
В июле команда Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с Центром изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия) организовала в селе Чурапча первую в истории нейролингвистическую экспедицию по исследованию чтения на якутском языке с использованием метода электроэнцефалографии (ЭЭГ). В ходе двухнедельной работы впервые были собраны ЭЭГ-данные 43 взрослых участников, а также поведенческие данные 40 детей.
Ученые разработали ИИ для создания новых материалов
Международная команда ученых при участии НИУ ВШЭ разработала новый алгоритм машинного обучения Wyckoff Transformer для генерации симметричных кристаллов. Нейросеть позволит создавать материалы с желаемыми свойствами для полупроводников, солнечных батарей, медицинского оборудования и других высокотехнологичных областей. Ученые представят разработку 15 июля на ведущей конференции по машинному обучению ICML в Ванкувере. Препринт статьи опубликован на сайте arhiv.org, код и данные выложены под открытой лицензией.
Ученые ВШЭ выяснили, как сбои в сетях мозга влияют на когнитивное и социальное поведение при аутизме
Международная команда ученых с участием исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ впервые изучила связи между сенсомоторной сетью и сетью когнитивного контроля у детей с аутизмом. С помощью данных фМРТ они выяснили, что внутри сети когнитивного контроля, отвечающей за внимание и самоконтроль, связи ослаблены, а внешние связи с сенсомоторной сетью, от которой зависят движения и сенсорная обработка, наоборот, слишком усилены. Эти особенности проявляются в виде трудностей в социальном взаимодействии и регуляции поведения детей. Исследование опубликовано в журнале Brain Imaging and Behavior.
«Ученый совет про людей»: конкурс ППС, оплата труда, награды и поощрения
25 июня состоялось заключительное в этом учебном году заседание Ученого совета НИУ ВШЭ. И если на предыдущих заседаниях рассматривались вопросы технологического развития, международного сотрудничества и финансовой устойчивости университета, то теперь акцент был сделан на социальной тематике.
«Развитие креативных индустрий стало приоритетом, как для России, так и для Республики Узбекистан»
Научно-исследовательский институт развития туризма при Комитете по туризму Республики Узбекистан и НИУ ВШЭ подписали соглашение о сотрудничестве с целью установления и развития академического, культурного и других видов взаимоотношений в области образования и туризма. Инициатором подписания соглашения выступил Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Нейролингвисты ВШЭ выяснили, какие приложения лучше помогают восстановить речь
Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выявили факторы, которые делают цифровые приложения для реабилитации больных с афазией более эффективными. Обратная связь, разнообразие игровых задач, длительный период реабилитации и постоянный контакт с лечащим врачом оказались наиболее важными для восстановления речевой функции. Статья опубликована в журнале NeuroRehabilitation.
МИЭМ запускает движок: стартовало открытое тестирование второй версии Claw Engine
Команда мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ запустила тестирование среди разработчиков второй версии игрового движка Claw Engine. «Вышка.Главное» рассказывает о продукте, в создании которого принимают участие проектные студенческие команды МИЭМ.
«Цифровые платформы стали ключевой формой обеспечения экономического и культурного суверенитета»
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил на сессии ПМЭФ-2025 «В поисках новых источников роста: возможна ли иная модель глобальной финансовой и торговой архитектуры». Дискуссия была построена вокруг процессов в мировой экономике, связанных с укреплением многополярности и возрастанием роли новых центров мирового роста — государств Глобального Юга и Востока, участники обсуждали потенциал и возможности новой модели международного взаимодействия.
Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве
Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.