Онлайн-кампус ВШЭ представил на «Открытом образовании» новый курс по арабскому миру
За семь недель слушатели онлайн-курса «Арабский мир: история, политика, экономика» изучат ключевые составляющие экономических и социальных противоречий арабских стран, проанализируют основные причины хрупкости системы безопасности в регионе Ближнего Востока и переосмыслят фразу «Восток — дело тонкое». Автор курса — Эльмира Имамкулиева, старший преподаватель департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
— Эльмира, почему российским студентам стоит обратить внимание на арабский Восток?
— Сегодня важно и нужно говорить о повороте Российской Федерации на Восток, причем в самом широком смысле: в контексте интенсификации связей не только с Китаем, но и, безусловно, с арабским миром и странами Ближнего Востока в целом. Нам необходимо найти новых партнеров — как торговых, так и политических. Именно Ближний Восток будет играть все более значимую роль в процессе нивелирования эффекта санкций для российской экономики.
Какие именно треки выбрать студентам, чтобы преуспеть в регионе, — вопрос сложный, так как профессий, которые дают импульс для развития на местном рынке труда, множество. Востоковедение — это синтетическая наука, которая включает в себя широкий диапазон исследуемых тем и методик, о чем много говорилось в рамках тематической секции на последнем ПМЭФ. Я бы сказала, что любые профессиональные интересы стоит подкрепить глубоким погружением в историю и культуру региона. Это играет ключевую роль в налаживании бизнес-коммуникаций. Даже IT-специалистам будет небесполезно получить микродигри в предметной области, исследующей арабский мир. Это будет серьезным конкурентным преимуществом в глазах работодателя.
— Какие исторические факторы определили современный экономический портрет региона?
— В нашем курсе два блока посвящены исторической памяти, событиям и их взаимосвязям с современным контекстом. Мы проследим культурные и религиозные связи династий, которые возглавляют те или иные страны, изучим, как они исторически связаны с Пророком, его семьей, насколько эта степень близости определяет их политический вес в регионе, а также как политическое влияние кланов предопределяет экономическое развитие определенных рынков.

Мы должны понимать, что большая часть стран в регионе сохраняет монархический строй, поэтому политика элит и коронованных семей задает тон экономической жизни. Здесь хотелось бы привести в пример создание политического новостного канала «Аль-Джазира», который был учрежден в Дохе по решению эмира Катара Хамада бин Халифа Аль Тани. Таким образом, Катар, будучи совсем небольшой по территории арабской страной, путем мощной медиаэкспансии получил значительный вес в мире.
— Можно ли сказать, что арабский Восток — средоточие одной из сильнейших экономик мира?
— Среди арабских монархий Персидского залива мы видим страны, опережающие по душевому ВВП Северную Америку или Европу. Страны региона — не только крупные экспортеры нефти и газа, они весьма успешны в диверсификации экономики, создании ее многоотраслевой структуры. Прежде всего речь идет о развитии пассажирских и грузовых перевозок, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств.
В ходе курса мы говорим о том, насколько успешно экономики стран справляются с новыми экологическими вызовами: угрозой продовольственной безопасности, интенсивной урбанизацией и изменением облика ландшафтов, опустыниванием территорий и др.
— Насколько местный рынок открыт для взаимодействия с Россией?
— У нас выстраивается интересный диалог с ОАЭ и Саудовской Аравией. При этом, например, с Египтом нас теперь связывает не только традиционное военно-политическое, но и энергетическое сотрудничество: госкорпорация «Росатом» строит атомную электростанцию в Эль-Дабаа. Если расширить географию исследования, то Турция, помимо туризма, может стать источником новых сфер взаимодействия — например, в контексте параллельного импорта, а партнерство с арабскими монархиями Персидского залива даст импульс для развития возобновляемых источников энергии.
— Что надо знать иностранному бизнесмену о местном деловом этикете и стиле ведения бизнеса?
— Мы касаемся в нашем курсе религиозно-исторических аспектов, обуславливающих тот или иной культурный код или подход в бизнес-этикете. Здесь важнейшим фактором выступает ислам. Несмотря на то что некоторые эксперты подвергают сомнению самостоятельность исламской экономики, арабский бизнес часто неразрывно связан с ней и во многом зависим от религиозных предписаний и ограничений. Вместе с коллегами мы подготовили отдельный курс «Исламские финансы: теория и практика в XXI веке», который также скоро будет опубликован на Национальной платформе «Открытое образование».
Важно отметить, что Ближний Восток не равно арабские страны. В ходе курса мы будем обращать внимание на то, как правильно подходить к определениям, и разберемся в отличиях ключевых понятий
В качестве привлеченных экспертов в курсе выступили ученые и исследователи по странам Ближнего Востока и Северной Африки, авторы дисциплин по экономике и политике арабских стран, а также Турции и Ирана.
Практические задания закрепляют знания, полученные в рамках курса, о социально-экономическом и политическом развитии БВСА и включают в себя тестовое задание и эссе на взаимное оценивание.
Текст: Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту
Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.
Ростех и Вышка стали партнерами в сфере инженерной подготовки и научных исследований
Госкорпорация Ростех и Высшая школа экономики заключили соглашение о стратегическом партнерстве в сфере науки и образования. Документ направлен на проведение совместных исследований, подготовку высококвалифицированных кадров и формирование научно-технического задела в интересах высокотехнологичных отраслей России. Кроме того, совместно с московской школой № 58 будет вестись профориентация школьников по направлениям инженерии, ИТ и кибербезопасности.
В Вышке пройдет Международная школа БРИКС: Новое поколение
Открыта регистрация на Международную школу БРИКС: Новое поколение — один из ведущих международных образовательных проектов, ориентированных на молодых лидеров, интересующихся повесткой глобального развития и сотрудничества в рамках БРИКС.
НИУ ВШЭ укрепляет отношения с Пекинским университетом
21 июля в Высшей школе экономики побывала делегация Пекинского университета в составе сорока человек — студентов, преподавателей, административных сотрудников во главе с исполнительным проректором Пекинского университета, директором Высшей школы Пекинского университета в Шэньчжэне Чжан Цзинем. Руководители двух университетов обсудили направления дальнейшего сотрудничества, а представители трех факультетов НИУ ВШЭ провели рабочие встречи с китайскими студентами.
НИУ ВШЭ объединил ученых на международной школе по ИИ в Шанхае
В начале июля в Шанхае проходил Международный летний институт по исследованиям искусственного интеллекта в образовании, организованный Инобром НИУ ВШЭ совместно с Восточно-китайским педагогическим университетом. Более 50 молодых исследователей и ключевых спикеров из девяти стран — от России и Китая до Канады и Сингапура — собрались, чтобы обменяться последними результатами своей работы и построить новые международные партнерства.
«Мы близки к практическому применению системы бесстимульного картирования головного мозга»
Созданные учеными Вышки совместно с медиками нейроинтерфейсы позволяют установить контакт с головным мозгом и декодировать его сигналы. Их применение создает возможности для стимуляции мозговой активности, восстановления и нормализации мышечного контроля пациентов, перенесших инсульт, инфаркт или страдающих иными неврологическими заболеваниями, а также способствует реабилитации людей с черепно-мозговыми травмами и потерей конечностей. О работе Центра биоэлектрических интерфейсов Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ рассказывает его директор Алексей Осадчий.
Исследователи НИУ ВШЭ представили новую архитектуру нейронных сетей, понимающую симметрии мира
Сотрудники Лаборатории геометрической алгебры и приложений НИУ ВШЭ разработали новую архитектуру нейронных сетей, которая может ускорить и упростить анализ данных в физике, биологии и инженерии. Свое решение ученые представили 16 июля в Ванкувере на ведущей международной конференции по машинному обучению ICML 2025. Текст статьи и исходный код выложены в открытый доступ.
Вышка представила «Умный ортез» на форуме «Надежда на технологии»
С 10 по 11 июля в Москве прошел юбилейный, X Национальный форум «Надежда на технологии». Мероприятие было нацелено на обсуждение инновационных достижений в сфере реабилитационной индустрии. Студенческое конструкторское бюро (СКБ) МИЭМ в сотрудничестве с Институтом когнитивных нейронаук (ИКН) ВШЭ представило «Умный ортез», который был разработан на основе запроса медиков-ортопедов.
Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации
Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.
Эксперты оценили, как трансформируются образовательные системы стран БРИКС
Экспертный совет БРИКС — Россия, работающий на базе Высшей школы экономики, совместно с Институтом образования ВШЭ подготовил аналитический доклад «Трансформация систем общего образования стран БРИКС». Исследование позволяет проследить, как страны объединения решают общие задачи, включая равный доступ к школьному образованию, внедрение цифровых решений, поддержку инклюзии, языкового многообразия и межкультурного диалога.